Перевозки грузов автомобильным транспортом

Перевозки грузов автомобильным транспортом

Автомобильный транспорт, вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям. Основные сферы всё более расширяющегося целесообразного применения автомобильного транспорта — развоз и подвоз грузов к магистральным видам транспорта, перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов на короткие расстояния, внутригородские перевозки, перевозки грузов для торговли и строительства, возможность доставки грузов «от двери до двери». На дальние расстояния автомобильный транспорт перевозит скоропортящиеся, особо ценные, требующие быстрой доставки, неудобные для перегрузки другими видами транспорта грузы. Ныне без автомобильного транспорта невозможна деятельность ни одной отрасли хозяйства.

Автомобильный транспорт начал развиваться с XX в. по мере роста производства автомобилей и строительства автодорог. В 1900 г. во всём мире было 11 тыс. автомобилей, 1826 тыс. в 1914 г., 10922 тыс. в 1921 г., 46 057 тыс. в 1940 г., 70 388 тыс. в 1950 г., 126 955 тыс. в 1960 г., 177 902 тыс. в 1965 г.

Если в XIX в. железнодорожный транспорт, вытеснив внутренний водный и гужевой транспорт, был наиболее распространённым видом транспорта, то в XX в. быстро развивающийся автомобильный транспорт стал оттеснять железнодорожный.

Доля автомобильного транспорта с 1913 по 1985 возросла (во внутреннем грузообороте) во всём мире с 0,2% до 35,1%, а железнодорожного транспорта соответственно уменьшилась с 72,9% до 45,7%.

Развитие автомобильного транспорта в капиталистических странах происходит в конкурентной борьбе с другими видами транспорта, особенно с железнодорожным, и осуществляется (несмотря на принятые некоторыми государствами ограничительные меры) более высокими темпами по сравнению с другими видами транспорта.

Рост мирового грузооборота автомобильного транспорта (млрд. т км)

 

1950

1985

Всего

В т. ч.

междугородный

Всего

В т. ч.

междугородный

Европа

87

77

485

455

Азия

10

6

297

255

Африка

8

4

229

216

Сев. Америка

353

264

952

796

Лат. Америка

16

13

278

256

Австралия и Океания

20

11

248

234

Всего

494

375

2489

2212

В СССР автомобильный транспорт начал развиваться позднее, чем в наиболее развитых капиталистических странах.

Перевозки грузов автомобильным транспортом выросли с 1940 по 1977 в 14 раз, перевозка пассажиров (за тот же период) в междугородном сообщении — в 38 раз, во внутригородских перевозках (только автобусами) — в 43 раза.

Концентрация автомобилей в крупных транспортных предприятиях сделала возможным не только увеличивать долю участия автомобильного транспорта в перевозках, но и постоянно совершенствовать транспортный процесс, вводить прогрессивные методы перевозок (централизованные по системе тяговых «плеч», широкое применение контейнеров, поддонов и т. п.), улучшать транспортно-экспедиционное обслуживание, сокращать нерациональные перевозки, организовывать прямые перевозки грузов от производителя к потребителю.

Автотранспортное предприятие, автобаза, автохозяйство, автотранспортная контора, автоколонна, автокомбинат, автопарк, автогараж и т. п., в СССР первичное государственное хозрасчётное предприятие автомобильного транспорта для перевозки грузов и пассажиров. Обеспечивает также хранение, техническое обслуживание и текущий (эксплуатационный) ремонт транспортных средств, снабжение их эксплуатационными материалами. Автотранспортное предприятие осуществляет свою хозяйственную деятельность по планам, утвержденным вышестоящими организациями. По роду выполняемых транспортных работ автотранспортные предприятия подразделяются на грузовые, пассажирские (автобусные, таксомоторные), смешанные и специального назначения (скорой медицинской помощи, подметально-уборочные, коммунальные и т. п.).

Имеются автотранспортные предприятия общего пользования и ведомственные.

Автотранспортное предприятие общего пользования находятся в ведении министерств автомобильного транспорта республик, областей. В каждой республике, области и крае имеются автотранспортные управления или тресты, руководящие работой автотранспортного предприятия. Они перевозят массовые грузы в городах и между городами для предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства (такие автотранспортные предприятия специализируются по роду перевозимых грузов), пассажиров (автобусами и таксомоторами) и грузы населения. Имеются автотранспортные предприятия, перевозящие грузы между городами (межтранс), а также для перевозки: торговых грузов (торгтранс), сельхозгрузов (сельхозтранс), строительных грузов (стройтранс), грузов на железнодорожные станции и со станций (авторазгрузжелдор) и т. п. Автотранспортные предприятия общего пользования работают, как правило, с большей экономической эффективностью, т. к. транспортный процесс для них — основная производственная деятельность.

Ведомственные автотранспортные предприятия перевозят грузы предприятий или групп предприятий соответствующего министерства или ведомства. Они обслуживают транспортными средствами конкретные промышленные, сельскохозяйственные или строительные предприятия (главным образом внутрипромышленные и технологические перевозки грузов) и кооперируют свою работу с автотранспортными предприятиями общего пользования.

Автотранспортные предприятия имеют диспетчерский аппарат, который в грузовых хозяйствах изучает потоки грузов, транспортной связи промышленных предприятий, заключает договоры с грузоотправителями, соблюдает договорные условия; выдаёт сменно-суточные задания шофёрам с учётом максимально возможного использования грузоподъёмности автомобилей и минимального их пробега без груза; организует контроль за работой автомобилей на линии. В отдельных случаях они осуществляют погрузочно-разгрузочные работы, экспедиционные и складские операции, связанные с перевозкой грузов. При наличии в одном городе нескольких автотранспортных предприятий общего пользования возможна организация Центральной диспетчерской службы (ЦДС), которая руководит транспортным процессом нескольких автотранспортных предприятий.

Пассажирские автотранспортные предприятия изучают транспортную подвижность населения, определяют потребность в перевозке пассажиров по времени суток и по направлениям, устанавливают маршруты (согласуя их с горисполкомами), составляют расписания движения автобусов, устанавливают сеть стоянок легковых такси, организуют контроль за работой шофёров.

С развитием автомобильного транспорта размеры автотранспортного предприятия увеличиваются. В 1968 в автотранспортном предприятии общего пользования в среднем находилось около 300 автомобилей. В крупных городах имеются автотранспортные предприятия с количеством автомобилей более 1 тыс. В таких предприятиях работает несколько тысяч человек.

 

Актуальное на сайте:

Расчет величин интенсивности входящего потока пассажиров и потока пассажиров, проходящих регистрацию
СМО – система, в которой с одной стороны возникают массовые требования на выполнение каких- либо услуг, а с другой стороны происходит обслуживание этих требований. СМО с ожиданием – СМО, у которой возможно появление очереди требований к ...

Бригада по техническому обслуживанию и ремонту устройств АЛС и ПРС
В бригаду входят 10 электромехаников по обслуживанию радиостанций ПРС (рассчитанных в шаге 1,1), для обслуживания АЛС назначим 4 электромехаников. Бригада по ремонту, централизованной замене аппаратуры АЛС, ПРС и ведению технической док ...

Анализ видов деятельности предприятия
РДАУП "АП-6" является крупнейшим пассажирским автотранспортным предприятием по числу городских маршрутов в г. Гомеле и области. В качестве основных видов производственной деятельности выступают пассажирские (городские, пригород ...

Автомобильные дизельные топлива

Для автомобильных дизельных двигателей выпускаются топлива на базе керосиновых, газойлевых и соляровых дистилляторов прямой перегонки нефти. Для снижения содержания серы используют гидроочистку и депарафинизацию.

Продолжить чтение »