Опеделение прочности карданного вала при действии изгибающих и скручивающих нагрузок
Изгибающие нагрузки возникают в результате неуравновешенности карданного вала, и в некоторой степени пары осевых сил, нагружающих крестовины карданного шарнира. В эксплуатации неуравновешенность может появиться не только в результате повреждения карданного вала, но также при износе шлицевого соединения или подшипников карданного шарнира. Неуравновешенность приводит к вибрациям в карданной передаче и возникновению шума.
Следует иметь в виду, что даже хорошо уравновешенный вал в результате естественного прогиба, вызванного собственным весом, при некоторой угловой скорости, называемой критической, теряет устойчивость; его прогиб возрастает настолько, что возможно разрушение вала.
Будем считать карданный вал нагруженной равномерно балкой на двух опорах. Критическая частота вращения (об./мин.):
(1.21)
Где Lв – длина карданного вала, Lв = 181,5см;
D – наружный диаметр трубы карданного вала, D = 7,3см;
d – внутренний диаметр трубы карданного вала, D = 7,1см.
Критическая частота вращения будет равна:
Критическая частота вращения должна быть 1,3 раза больше максимально эксплуатационной. Поэтому:
(1.22)
Минимальная допускаемая частота [nкр] = 5850 об/мин. Значит расчетная критическая частота вращения обладает запасом, который может компенсировать износ шлицевого соединения или подшипников, а также незначительные повреждения карданного вала.
Скручивающие нагрузки, которые воспринимает карданный вал, зависят от крутящего момента, передаваемого валом. Кроме того, являясь элементом многомассовой упругой системы трансмиссии, карданный вал участвует в крутильных колебаниях и воспринимает дополнительные скручивающие нагрузки, которые в случае резонанса могут быть значительными, а иногда и разрушающими.
Напряжение кручения карданного вала:
(1.23)
где Wτ – момент сопративления кручению трубы карданного вала, мм3;
(1.24)
Момент сопративления кручению трубы карданного вала равен:
В этом случае напряжение кручения будет равно:
Оценку напряженного состояния карданного вала при кручении произведем сопоставлением с допустимым значением [τ к] = 100МПа.
[τ к] > τ к
При передаче крутящего момента карданный вал закручивается на некоторый угол:
(1.25)
где Lтр – длина трубы карданного вала, Lтр = 1695мм;
G – модуль упругости при кручении, G = 850ГПа;
Jτ – полярный момент инерции сечения вала, мм4:
(1.26)
Полярный момент инерции сечения вала равен:
Угол закручивания трубы карданного вала:
Полученный расчетный угол закручивания трубы карданного вала сопоставим с допустимым значением
Из полученных расчетных данных следует, что карданный вал, устанавливаемый на автомобиль ГАЗ – 32217, обладает запасом прочности по критической частоте и скручивающим нагрузкам, обеспечивающим установленный срок службы, при условии соблюдения требований по эксплуатации транспортного средства.
Актуальное на сайте:
Метрологические испытания
тормозных систем автомобилей
Контроль тормозных систем производится в соответствии с ГОСТом на специально оборудованных площадках или тормозных стендах. Стенды позволяют оценить тормозное усилие на каждом из колес отдельно, подсчитать суммарную тормозную силу от всех ...
Категория ледовых усилений и класс автоматизации
Категория ледовых усилений: Ice3 позволяет работать в Азовском, Черном, Средиземном, Балтийском и Северном морях зимой.
Класс автоматизации: АUT1 позволяет эксплуатацию механической установки без постоянного присутствия обслуживающего пе ...
Планируемая
наработка машин
Планируемая наработка:
tПЛ=Драб·tсс·КТИ, маш.-ч.(1.6)
Для одноковшовых погрузчиков:
tПЛ=140·14,4·0,846=1705,8 маш.-ч.
1.10 Годовой режим работы автомобилей
Календарная продолжительность планового периода:
Дк=Драб ...