Советы водителям
Для иллюстрации описанной ситуации мы провели простой эксперимент. Заставили машину ехать "переставку" без выходного коридора и с явно завышенной скоростью. Движение рулем при выполнении маневра вызывало "тарированный занос". С этого момента водитель начинал ловить машину и пытаться вернуть ее на дорогу. Как и раньше, способов три: работа только рулем, работа рулем и удар по педали тормоза с включенной АБС, наконец, удар по педали тормоза без АБС. В последнем случае важен момент, когда водитель блокирует колеса и не имеет значения, что он делает с рулем.
Траектории движения автомобиля во всех трех случаях отличаются (см. рис. 3). Проще всего с блокировкой колес: главное - повернуть руль в нужную сторону, и когда машина туда нырнет, дать по тормозам. Через несколько секунд она, сделав пару оборотов, остановится у двух конусов, обозначающих выходной створ, к которому нужно было приехать.
"Веселее" пойдут дела, если просто рулить. На коротком участке СААБ несколько раз "перекладывает" справа налево так, что и опытный водитель едва успевает крутить баранку, чтобы погасить колебания.
С АБС - ситуация похожа на предыдущую, но сложнее. Машина отказывается совершать быстрые перекладки и стремится распрямить дугу. Амплитуда колебаний оказывается выше, а их число - меньше.
Любой, даже самый матерый водитель, не застрахован от ошибок. В то же время любая, даже самая умная электроника не всесильна. Вначале небольшая иллюстрация к "человеческому фактору".
Упражняясь с АБС, опытный водитель способен довольно точно дозировать усилие на педали тормоза, но он готов к этой работе и настроен на нее. Когда же обычного, "среднестатистического" водителя мы заставили испугаться (на СААБе втихаря перевели селектор "автомата" из положения "паркинг" в положение "драйв"), от неожиданности тот топнул по педали тормоза (с заранее установленной тензопедалью), развив на ней более 30 кгс. Для сравнения: испытуемый СААБ блокирует колеса (с отключенной АБС) на "льду" при усилии на педали 5-6 кгс, на брусчатке - 11-13 кгс, на мокром асфальте - около 20 кгс. Комментарии нужны?
Что касается электроники, то основной принцип работы АБС - не дать колесам заблокироваться. Но бывает, блокировка выгодна: не только когда используют специальные приемы вождения, но и при обычном торможении на рыхлом снегу, гравии или мягком грунте. Наконец, важно помнить, что приемы торможения с АБС и без нее разнятся. Электронная помощница становится эффективной, когда превышено некоторое усилие на педали тормоза. Скажем, для нашего СААБа - после 8-10 кгс на льду и 20-25 кгс на асфальте. В любом случае это усилие должно превышать то, при котором на автомобиле с отключенной АБС заблокируются колеса.
Выводов два. Во-первых, на машине с АБС нужно не гладить педаль тормоза, а смело бить по ней. Во-вторых, если при покупке есть выбор - комплектация с АБС и без нее, не бросайтесь на вариант подешевле. Хотя бы потому, что у машин, спроектированных под электронную систему, очень чувствительная педаль тормоза. Это делают специально, чтобы порог блокировки оказался превышен уже при небольших усилиях на педали. Купив такую машину без АБС, вы почти наверняка будете блокировать колеса в экстремальной ситуации. Впрочем, что предпочесть - решать вам.
О последствиях мы рассказали. А кто предупрежден, тот вооружен.
Актуальное на сайте:
Определение базы локомотива
Предварительно , где – коэффициент, равный 0,5…0,54 для экипажной части длиной до 20 м.
Получим . ...
Объемы перевозок экспортных грузов иностранными перевозчиками
в Гомельском регионе
Результаты проведения мониторинга вывоза грузовыми автотранспортными средствами (АТС) иностранных государств белорусской экспортной продукции за период 2-8 октября 2008 г. дают основание говорить о том, что значительная часть экспортных п ...
Техническая характеристика машин
КамАЗ – 5320
Грузоподъемность, м. 8
Масса снаряженного автомобиля, кг. 7080
Тип двигателя дизель
Литраж, л. 10,85
Номинальная мощность, кВт (л.с.) 154 (210)
Габариты, мм.
Длина 7435
Ширина 2500
Высота 2630
ЭО – 5123
Вместимость ...